Особенности перевозок негабаритного груза

Особенности перевозок негабаритного груза

Особенности перевозок негабаритного груза

Грузовладельцам и покупателям негабаритной техники и оборудования, не имеющим собственных средств доставки грузов, приходится для их перевозки на объекты привлекать транспортные компании-перевозчики, способные взять на себя ответственность как за соблюдение сроков доставки, так и за сохранность самого груза.
У тех, кто впервые или крайне редко прибегает к услугам транспортных компаний, возникает бесконечное количество вопросов, касающихся обеспечения безопасности груза, стоимости перевозки, ее организации, ответственности перевозчика, действий в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Как заказчику убедиться, что он выбрал «правильного» перевозчика, что тот тщательно проработал и спланировал все этапы перевозки, что проект будет реализован полностью и в назначенный срок, что оказание транспортных услуг оценено правильно?
Давайте разберемся.

Перевозка негабарита автомобильным транспортом

Самым доступным и поэтому популярным способом перевозки негабаритных грузов является их доставка автомобильным транспортом. В настоящее время на рынке негабаритных перевозок очень много транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей предлагают свои услуги, однако далеко не все из них располагают опытом и возможностями, необходимыми для выполнения таких сложных задач, какими являются задачи по перевозке негабарита. Как нужно выбирать перевозчика?
 Неопытные в этих вопросах заказчики, чтобы не быть обманутыми, должны четко понимать, что существует несколько стандартных показателей, наличие которых у перевозчика сможет хоть отчасти обеспечить доставку негабаритного груза и в срок, и в сохранности. В первую очередь компания должна иметь свой сайт в сети Интернет, где заказчик мог бы ознакомиться с компанией, ее опытом работы, а также с техническими характеристиками транспортных средств. Очень хорошо, когда у заказчика есть возможность ознакомиться с наработанным в компании опытом по перевозке аналогичных грузов. Обычно материалы и фотографии размещаются в разделах «Архив», «Наш опыт» или  «Выполненные проекты».
Гарантией успешной реализации проекта по перевозке является практический опыт и профессионализм всех сотрудников компании: администрации, менеджеров, водителей, а также наличие неоднократно просчитанных и проверенных маршрутов, которые уже использовались при реализации аналогичных проектов по перевозке негабаритных грузов.
Основные этапы
Грузы, относящиеся к категории «крупногабаритные и тяжеловесные», как правило, стоят очень дорого. Однако далеко не всегда заказчики пользуются возможностью и страхуют грузы.
Заключив договор на перевозку негабаритного груза, компания-перевозчик берет на себя целый ряд серьезных обязательств, в соответствии с которыми она должна доставить груз в оговоренные сроки целым и невредимым.
Кроме того, перевозка должна осуществляться по согласованному и утвержденному маршруту, который тщательно разрабатывается и проверяется специалистами компании. Одновременно перевозка по предлагаемому маршруту проходит процедуру согласования с федеральными и муниципальными органами и организациями, в чьем ведении находятся участки дороги.
Если для данного проекта разрабатывается новый маршрут перевозки, то на подготовительном этапе его разработки проводятся промеры всех препятствий. Здесь имеется ввиду измерение высоты путепроводов, мостов, линий электропередач и других сооружений. Для этого по всему маршруту перевозки проходит машина со средствами измерений, фиксирует и измеряет все препятствия. Затем, на следующих этапах подготовки, по способу преодоления каждой помехи движению, принимается отдельное решение.
Народная мудрость гласит: «Что хорошо спланировано, то на 50% уже сделано».
При организации перевозки негабаритных грузов это высказывание приобретает особый смысл, поскольку здесь резко возрастает цена ошибки и чрезвычайно важно учесть все нюансы и мельчайшие детали,
Например, очень важным условием успешности проведения перевозки является организация взаимного обмена информацией между заказчиком и перевозчиком. Все начинается с того, насколько объективную информацию о грузе и точках погрузки и выгрузки выдает заказчик.
В практике нашей компании были случаи, когда неверная информация о весовых и габаритных характеристиках груза приводила к тому, что под погрузку подавался низкорамный трал,  технически не способный его перевезти. В другом случае заказчик «забыл» предупредить охрану о времени погрузки, и автопоезд просто не был допущен на охраняемую территорию.
Эти факты привели к сбою в проведении цепочки логистичеческих операций, простою техники, дополнительным затратам времени и средств и другим неприятным последствиям.
И еще одно – как правило, в компаниях, занимающихся перевозками негабаритных грузов, специальные транспортные средства не простаивают в автопарках. График их использования очень плотный, и задержка любой перевозки приводит к сбою всего графика. Таким образом, страдают и другие заказчики, и сами перевозчики.       
Один из важнейших этапов перевозки негабаритных грузов – погрузка на транспортное средство. Негабаритные грузы можно условно разделить на два вида: движущиеся и неподвижные.
Движущиеся, к которым относятся бульдозеры, экскаваторы и другая техника, способны самостоятельно осуществить погрузку на низкорамные платформы. В зависимости от конструктивных особенностей трала, загрузка может осуществляться как спереди, так и сзади.  В таком случае специалистам остается только закрепить груз на транспортном средстве.
Если же груз не имеет возможности перемещаться самостоятельно, то для его погрузки применяются грузоподъемные средства: различного вида краны, подъемники, погрузчики, перегружатели и т.д.
Особое значение имеет крепление груза на подвижном составе. От того, насколько надежно закреплен груз, в большой степени зависит безопасность самого негабаритного груза, так и транспортных средств

Доставка водным транспортом

Общеизвестно, что перевозка грузов водным транспортом является самым дешевым видом перевозки. Именно поэтому доставка крупногабаритных и тяжеловесных грузов водным транспортом пользуется большим спросом у заказчиков. На выбор между автомобильным и водным транспортом влияют: габариты груза, количество грузовых единиц, маршрут (например, в международных перевозках запрещено перевозить груз автомобильным транспортом, если вес автопоезда с грузом превышает 44 т).
В настоящие время на вооружении транспортников имеются современные суда с мощными подъемными механизмами до нескольких тысяч тонн, погружные суда, способные «подныривать» под груз и перевозить грузы массой до 25 тыс. т, баржи различных модификаций.

Нормы и правила, регламентирующие водные перевозки

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые аспекты судоходства в РФ, является Кодекс торгового мореплавания - всеобъемлющий свод правил для перевозки грузов в соответствии с законодательством.
Существует также ряд законов, регулирующих различные аспекты международного судоходства:
· Конвенции по охране человеческой жизни на море;
· Конвенция по защите окружающей среды;
· Конвенция о правовом статусе водных бассейнов;
· Унифицированные правила для судовых коносаментов и пр.
Все эти документы имеют непосредственное отношение к безопасности выполняемой грузоперевозки па море. Например, Конвенция по охране человеческой жизни на море будет предъявлять требования по соблюдению целостности конструкций корпуса судна при возникновении нагрузок вследствие размещения на нем негабаритных и тяжеловесных грузов.
Наибольшее влияние на коммерческую составляющую перевозки имеют Унифицированные правила для судовых коносаментов. Есть несколько разновидностей таких правил, но наиболее часто применимые - Гаагские и Гаага-Визби правила от 1924 и 1968 годов соответственно, с последующими изменениями. Нужно учитывать, что в каждой стране есть свои нюансы применения правил. Гаагские и Гаага-Визби правила являются непременным атрибутом для включения в современные судовые коносаменты и рекомендованы для включения в выпускаемые судовые коносаменты всеми международными морскими организациями. Зоны ответственности грузовладельца (перевозка или третьей стороны) и судовладельца регламентируются в договоре фрахтования.
Юридические нормы и правила накладывают существенный отпечаток на порядок принимаемых решений при организации перевозки, поскольку все проводимые операции имеют повышенный фактор риска. Неправильно оформленные документы в стране отправления могут повлечь за собой задержку транспортировки груза.
Порядок организации и исполнения транспортировки негабарита
Получив заявку от клиента, перевозчик должен принять ключевые стратегические решения по выбору типа используемого судна, определить места перегрузки, технологии производства грузовых работ, учесть сезонность навигации.
Выбор типа судна зависит от типа груза, от его количества и габаритов. Например, для перевозки реактора, имеющего 5 м в диаметре, длину 25 м и вес свыше 500 т, требуется специализированное судно-тяжеловоз как минимум с двумя 500-тонными кранами. Только у этого судна днище грузового отсека выдержит такую нагрузку.
Места перегрузки. Основным и самым важным моментом при планировании морской перевозки является выбор пунктов перегрузки грузов, так как морские суда не могут зайти глубоко во внутренние водные пути из-за ограничений по осадкам, проходов под мостами, ограничений администрации государства по пропуску флагов других государств по плаванию во внутренних водах. По внутренним водным путям негабаритные грузы доставляются речными судами и баржами, при этом широкое применение получило использование барж-площадок: они имеют малые осадки, не имеют ограничений по высоте принимаемого груза (так как нет крышек грузовых трюмов), применимы для плавания в узких реках.
Какой порт будет принимать груз, зависит от конечного пункта назначения и графика работы портов. Например, груз идет в Красноярск - скорее всего принимающим будет порт Пермь, а если конечным пунктом назначения является Краснодар, то есть два варианта: порт в Ростове-на-Дону или в Новороссийске. Если проект по перевозке осуществляется в течение двух-трех месяцев, которые выпадают на перевод поздней осени и зимы, нужно учитывать, что в Ростове-на-Дону заканчивается навигация и все грузы направляются в Новороссийск.
Рассмотрим в качестве примера выполненную перевозку по внутренним водам. Габариты пивных емкостей, которые нужно было транспортировать, не позволяли осуществить доставку с помощью автомобильного транспорта до пункта назначения. Поэтому перевозка реализовывалась в два этапа: по воде и по суше. На первом этапе - из морского порта Санкт-Петербург до новосибирского порта «Зеленый Мыс» - использовалась баржа-площадка (выбор типа судна был обусловлен габаритами груза - 7 м в диаметре). В порту груз с помощью мобильного крана перегрузили на автопоезд (тягач + прицеп) и доставили до завода «Красный Восток». На этом закончился второй этап. Вся перевозка вместе с подготовкой заняла около месяца.
Технологии. Все стадии перевозки (погрузка, размещение, крепление, перевозка, выгрузка) сопровождаются необходимыми расчетами прочности, нагрузки, действия инерционных сил. Например, одна операция подвешивания груза на гаке (крюке для подъема груза) подразумевает:
· определение порядка подвоза груза с борта судна:
· учет диаграмм вылетов кранов (возможности крана при работе, зависимость грузоподъемности крана от вылета стрелы, высоты подъема груза и глубины его опускания);
· расположение мест строповки на грузе;
· определение возможности штабелирования и перевозки на открытой палубе;
· определение положения центра тяжести относительно центра симметрии груза;
· учет ограничений по силе сдавливания на грузе при подъеме, оценка необходимости использования спредеров и балансиров;
· оценка погодных условий при грузовых операциях (скорость ветра, освещенность, осадки). Из-за непогоды погрузку могут отменить до восстановления нормальных условий.
Перечисленные пункты призваны продемонстрировать, как много условий необходимо выполнить для осуществления всего лишь одной операции и каких колоссальных усилий требует комплекс работ, выполняемых при обработке груза в порту. При несоблюдении данных условий есть вероятность серьезного повреждения дорогостоящего груза.

Документы

Основным и конечным документом передачи груза от грузовладельца перевозчику является коносамент. Однако до его появления создаются: тальманская расписка (грузовой документ, удостоверяющий количество груза и его состояние при приеме на судно или сдаче в порту назначения), штурманская расписка (судовой документ, подтверждающий принятие груза к перевозке; отражает факт перехода ответственности за груз с грузоотправителя на судно; является основанием для выписки коносамента). Схематически представить появление документов можно так: груз принят в порту - создается складская расписка, груз перегружен на судно - создается тальманская, груз принят на борт - создается штурманская расписка, произведено товарное движение (состоялся факт отгрузки, таможенного оформления и подтверждение договора перевозки) - создается коносамент.
Также коносамент является и товаросопроводительным документом, так как капитан выдаст груз только в обмен на коносамент. В случае если коносамент, предназначавшийся получателю, не успевает достичь его вовремя, груз может быть выдан под гарантийное письмо отправителя/фрахтователя судовладельцу (так же гарантийным письмом может быть закрыт вопрос об изменении получателя). Коносамент печатается в нескольких экземплярах: как минимум один потребуется получателю, еще один - в банк при совершении платежа за товар, один - судовладельцу. Роль коносамента нельзя недооценивать, именно поэтому вокруг него всегда столько кропотливой работы.
По желанию клиента осуществляется страхование груза. С момента установки груза на судне наступает ответственность перевозчика, однако нужно учитывать тот факт, что не всегда перевозчик напрямую общается с клиентом. Клиент может подписать договорные отношения на водную перевозку именно с судовладельцем, и в этом случае ответственность за груз принимает на себя судовладелец.
В целом можно резюмировать, что при наличии водных путей перевозку на дальние расстояния дешевле совершать водным транспортом. Недостатком является, как правило, длительный срок доставки.

Перевозка по железной дороге

Любая перевозка негабарита и/или тяжеловеса по железной дороге требует отдельного согласования между железными дорогами - участницами перевозочного процесса, другими словами - получения разрешения на перевозку. В зависимости от сложности перевозки и маршрута согласование может занимать до 20 дней и более. Тем не менее иногда пользоваться услугами РЖД экономически оправдано. Железнодорожный транспорт имеет несколько преимуществ:
1. Железные дороги пролегают в труднодоступных для автомобилей и других видов транспорта регионах и иногда являются единственным сообщением.
2.  Железнодорожные перевозки регулярны.
3. Большая часть железнодорожных станций оснащена грузоподъемными механизмами, что избавляет потребителя от поиска таковых при планировании доставки груза в тот или иной регион (хотя в случае нестандартных, негабаритных и тяжеловесных перевозок иногда приходится продумывать погрузочно-разгрузочные операции с привлечением дополнительных мощностей).
4. Стоимость перевозки грузов сравнительно невысока.

Предварительное согласование перевозки

Предварительное согласование перевозки, то есть определение ее возможности и способа, а также условий, необходимых для ее осуществления. В зависимости от полноты предоставленных заказчиком данных этот этап может занимать от 1 до 7 дней.
Для проработки перевозки помимо основных характеристик груза (наименование, код груза по ГНГ (Гармонизированной номенклатуре грузов) и ЕТСНГ (Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов), вес, габаритные размеры, количество мест и пр.) необходима схема груза в транспортном положении с указанием критических точек. Грузовладелец самостоятельно составляет такую схему или поручает ее составление специалистам компании-перевозчика. По этой схеме определяется индекс негабаритности, который влияет на такие факторы, как стоимость перевозки, маршрут следования, выбор подвижного состава, сроки согласования и пр. Например, наша компания перевозила автокран Demag. При погрузке со снятыми колесами он имеет малую негабаритность (2-я верхняя степень). Груз следует по плану формирования (без изменения маршрута) на универсальной платформе. Сроки согласования небольшие - 7-10 дней. Ставка на перевозку так же не сильно превышает ставку на перевозку габаритного груза.
При предварительном согласовании перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов (в том числе и в межгосударственном сообщении) перевозчик оформляет заявку в железнодорожную администрацию и в департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. К заявке на предварительное согласование обязательно прикатаются данные о характеристиках заявляемого груза, а также эскизы (чертежи) размещения груза в ж/д подвижном составе, составленные на основе предоставленных грузовладельцем схем груза. Хорошо составленные схемы груза позволят сократить время на разработку схем погрузки и избежать несоответствий между данными, указанными на конечной схеме размещения, и фактическими. В заявке указываются полная информация о предстоящей перевозке: станции отправления/назначения, количество отправок, планируемые сроки отправок.
Предварительное согласование перевозок в межгосударственном сообщении для всех негабаритных и тяжеловесных грузов департамент коммерческой работы выполняет, опираясь на двусторонние соглашения с администрациями железных дорог.

Согласование технической документации

Согласование технической документации, а именно - схем и расчетов размещения и крепления негабаритного и тяжеловесного груза на железнодорожном подвижном составе с администрациями железной дороги. Компания-перевозчик должна решить этот вопрос, освободив грузовладельца от дополнительных затрат времени и средств. Все полученные от него данные, а также выполненные на их основе расчеты и схемы проходят согласование в администрациях и отделениях дорог - участниц перевозки. В зависимости от сложности перевозки на этот этап уходит от 3 до 7 дней. Важную роль играют как характеристики груза, так и направление перевозки, по территориям каких дорог будет пролегать маршрут. Например, грузы с малыми степенями негабаритности согласовываются в течение трех дней. Согласование перевозки грузов с большими степенями негабаритности занимает неделю, а иногда более.

Окончательное согласование

Заключительный этап согласования: отдел специальных перевозок департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Управления дороги производит окончательное согласование чертежей и расчетов крепления и размещения грузов. Это занимает от 3 до 7 дней. Подтверждение этого согласования направляется по факсу или телеграммой в адрес железной дороги отправления и на станцию отправления. Если груз верхнегабаритный или перевозка разовая, то в факсе (телеграмме) дополнительно указывается конкретная станция назначения и отдельно - согласованный маршрут перевозки.
Несмотря на то что грузовладелец не принимает участия в атом процессе, компания всегда информирует его об уровне сложности перевозки и об этапах согласования, чтобы этот процесс был максимально прозрачным.
При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов компания-перевозчик за месяц до планируемой даты погрузки представляет заявку на подачу подвижного состава. В зависимости от типа подвижного состава срок может варьироваться: если универсальная платформа может быть подана за 5-7 дней, то некоторые виды железнодорожных транспортеров необходимо заказывать за 30-40 дней до планируемой даты подачи. Заявка подается начальнику станции отправления и начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. Заявку может подавать как грузовладелец (на подачу подвижного состава на свое имя), так и перевозчик в случае, если заказчик не имеет лицевого счета на станции отправления или по каким-то иным причинам не может (не желает) выступать отправителем по ж/д станции отправления. В ответ на поданную заявку Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» (Отдел специальных перевозок) в адрес начальника станции отправления направляет Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов на конкретную станцию назначения.
Таким образом, в зависимости от сложности предстоящей перевозки, грузовладелец должен подать заявку на перевозку за 7-10 дней при малой степени негабаритности груза, и за 30-40 дней при отправке сложных грузов больших степеней негабаритности. Чтобы было понятнее: сельхозтехника, перевозимая по железной дороге, обычно относится к категории грузов с малыми степенями негабаритности. Таким образом, для отправки тракторов, бульдозеров и прочие необходимо закладывать 7-10 дней на подготовку документов.

Проверка размещения и крепления грузов

Перед отправкой крупногабаритных грузов комиссия, состоящая из начальника станции или других компетентных лиц, а также представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути проверяет, соответствует ли фактическое размещение и крепление грузов согласованным схемам. Также периодическая проверка размещения и крепления груза обязательно проводится в пути следования ответственными органами железных дорог - участниц перевозочного процесса. При обнаружении различных сдвигов груза, нарушении креплений и пр. вагон с грузом отцепляют от поезда для дальнейшей подробной проверки. В этом случае дорога извещает о происшествии компанию-перевозчика. В зависимости от сложности вопроса компания форсирует его решение удаленно или высылает своих сотрудников на место происшествия. После того как определится виновник, проводятся работы по устранению неисправности.